В статье исследуются особенности культурной жиз- ни дальневосточной эмиграции, обусловленные влиянием теософии и «Живой Этики» Н. Рериха. Теософская доктрина стала очередной утопической моделью жизнестроения, помогающей русским эмигран- там адаптироваться в инокультурной среде и организовать свою жизнь на новых духовных основаниях. Увлечение Рерихом в русском Харбине имело как личные причины (собственный религиозный опыт, мистическая экзальтация творческих натур), так и идеологические (мечта о создании нового независимого Сибирского государства, обновленной России). Для одних (Алексей Ачаир) теософия и учение Рериха стали руководством по созданию молодежной организации «Молодая Чураевка», для других (Альфред Хейдок) – мощным источ- ником беллетристических сюжетов мистической прозы и стимулом жизненной стойкости.
Ключевые слова:
теософия, утопия, религиозные искания, мисти- ка, Агни Йога, «Живая Этика», Сибирское государство, культурная жизнь, литературное творчество, «Молодая Чураевка», беллетрис- тика, мистические сюжеты, идея перевоплощения, Николай Рерих, Георгий Гребенщиков, Алексей Ачаир, Альфред ХейдокОб авторе
Забияко Анна Анатольевна – д-р филол. наук, профессор кафедры литературы и мировой художественной культуры Амурского государственного университета. This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
Землянская Ксения Александровна – аспирант кафедры литературы и мировой художественной культуры Амурского государственного университета. This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.