Исток индийского теизма (ишвара-вады) обнаружи- вается в предфилософии: Ведах, Упанишадах, – где формируется архетип (сущностные характеристики) божественной личности и зарождается концепт Ишвары. Божественная личность в Ведах характеризуется релятивизмом: 1) неопределенной численностью божеств; 2) отсутствием строгой иерархии в пантеоне, с самодерж- цем на ее вершине; 3) большой степенью (поли)функциональности и зависимости ведических богов от ритуала; 4) единым онтологическим безличным началом, стягивающим многообразие богов и божеств в определенное единство панентеистического свойства. Онтологи- ческий статус божественной личности в Ведах и Упанишадах носит характер «атрибутивно-функционального теизма» (термин А. Лосева), который в отличие от «субстанционального теизма» монотеистической религиозности тесно связан с метафизикой безличного Абсолюта, первичного по отношению к личным богам.
Ключевые слова:
Ишвара, ишвара-вада, теизм, пантеизм, панен- теизм, релятивизм божественных личностей, атрибутивно-функциональный теизм, субстанциональный (абсолютный) теизмОб авторе
Аникеева Елена Николаевна – канд. филос. наук, доцент кафедры истории филосо- фии Российского университета дружбы народов. This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.