Обряды жертвоприношений Конфуцию связаны с понятием ши дянь – ритуалом поднесения кубка. В Китае данный обряд эволюционировал с течением времени от простого подношения кубка вина до сложной регламентированной церемонии, включающей в себя жертвы животных, танцы и музыкальное сопровождение. Поклонение осуществляли в семейных и частных кумирнях Конфуция, а также в храмах, возведённых при учебных заведениях на разных административных уровнях. Государственный культ Конфуция связан с церемониалом, осуществляемым в храме при столичной государственной академии го цзы цзянь с участием высокопоставленных лиц. Образцы поклонения Конфуцию, сложившиеся в Китае, были заимствованы государством Цзинь. Становление ритуала почитания Конфуция в культуре чжурчжэней тесно связано с процессом китаизации их жизни. Подношения Конфуцию начинаются со времени правления третьего чжурчжэньского правителя Си-цзуна. С момента первого жертвоприношения в 1141 г. и вплоть до гибели чжурчжэньского государства в Цзинь строили храмы, проводили обряды, уповая на защиту высших сфер и процветание государства.
Ключевые слова: Цзинь, чжурчжэни, китаизация, поклонение Конфуцию, обряд ши дянь
DOI: 10.22250/20728662_2022_4_68
Об авторе
Хаймурзина Марина Ахатовна – кандидат философских наук, доцент кафедры китаеведения, Амурский государственный университет; |