Статья посвящена изучению внутрилютеранских оппозиционных движений (хаугеанства, грундтвигианства, лестадианства) в Северной Европе и движения пашковцев в России, а также роли национально-культурного возрождения в этих движениях. Рассмотрены роль представлений о народе и важности национального своеобразия у религиозных диссидентов. Отдельное внимание уделено финскому национальному возрождению в Российской империи. Проанализирована роль образования и просвещения у пиетистов, грундвигианцев, финских лютеран и пашковцев в России. В целом для оппозиционных религиозных движений в Северной Европе и России были характерны следующие черты. Национально-культурное возрождение не отделялось от духовного возрождения – обращение к Богу неизбежно влекло перемены как в ближайшем окружении, так и в стране обитания. Религиозные диссиденты рисовали идеальный образ народа, указывая, что его лучшие черты отражают христианские добродетели; пашковцы верили, что просвещённая должным образом Россия, где объединятся «евангельские верующие» разных деноминаций, покажет пример всему миру. Саамы для Лестадиуса и финны для Топелиуса становятся новым избранным народом. Основы единства народа – мифология, язык и символика; североевропейские религиозные деятели внесли вклад в язык и государственную символику своих народов, Лестадиус по-христиански переосмыслил саамскую мифологию. Общим для религиозных диссидентов был акцент на просвещении: они открывали школы (Николай Грундтвиг открыл учебное заведение нового типа), распространяли религиозную литературу, публикуя брошюры и книги, занимались переводами. Большую роль в религиозном просвещении играли женщины. В целом же представители оппозиционных течений видели свою деятельность как служение Богу и народу.
Ключевые слова: Ханс Хауге, Николай Грундтвиг, Ларс Леви Лестадиус, Сакариас Топелиус, Бернт Анкер, пашковцы, В.А. Пашков, Юлия Засецкая, Вера Гагарина
DOI: 10.22250/2072-8662.2020.1.29-35
Об авторе
Куропаткина Оксана Владимировна – кандидат культурологии,
|