SCImago Journal & Country Rank

Маркируя цивилизационное пространство по типу наиболее интимных и глубоко значимых ценностей, религия может не только связывать людей, но и противопоставлять друг другу. При этом религия нередко трансформируется в религиозную идеологию, создавая дополнительное ниши обострения конфронтации, изначально не принадлежащей полю религиозности. Среди наиболее радикальных способов предотвращения комплекса религиозно маркированных конфликтов – минимизация числа религиозных организаций и подчинение их прямому государственному регулированию (классическая модель); и, напротив, диверсификация религиозного пространства за счет введения в него максимального числа «игроков» (американская модель). Обе модели имеют свои «плюсы» и «минусы», анализ которых позволяет прогнозировать степень их релевантности для каждого конкретного социума, обосновывать пути профилактики цивилизационных конфликтов по идеолого-религиозным и собственно религиозным основаниям. Одним из таких путей по-прежнему остается включение религиоведения в перечень дисциплин, обязательных для получения среднего и высшего образования. Знакомство с научным подходом к религии, по нашему мнению, стимулирует перевод восприятия религиозно окрашенных отношений из области идеологического противостояния в область конструктивного диалога. Таким образом, спектр востребованности научного религиоведения может увеличиться за счёт введения этого курса в структуру базовых общеобразовательных дисциплин федерального стандарта.

Ключевые слова: Религиозные ценности, религиозные организации, цивилизационные конфликты, научное изучение религии, религиоведение.

 

DOI: 10.22250/2072-8662.2018.4.118-125

Скачать статью (PDF)

Об авторе 

 

Силантьева Маргарита Вениаминовна – доктор философских наук, заведующий кафедрой философии МГИМО МИД России; 119454, Москва, пр-т Вернадского, 76; sЭтот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.