SCImago Journal & Country Rank

Интеллектуал, поскольку он касается социальных и мировоззренческих вопросов, непременно должен определиться и со своим отношением к роли института церкви в обществе и культуре. В частности, это касается той конфессиональной церкви и деноминации, с которой он себя идентифицирует. Актуальность этой проблемы тем острее, чем значимее роль церкви как социального института и чем большее место занимает религия в индивидуальных поисках конкретного мыслителя. Русская мысль XIX века предложила, как минимум, три варианта (традиции, парадигмы, матрицы), каждый из которых определяет свой специфический тип религиозно-философского дискурса: актуализация наличного духовного и культурного потенциала православия (Достоевский); протоэкуменизм и «свободная теократия» (Владимир Соловьёв); внеконфессиональное супранациональное христианство (Лев Толстой). Эти три проекта находят своих преемников среди современных отечественных авторов, считающих религию важнейшим фактором личностной и социальной самоидентификации.

Ключевые слова: церковь, православие, Достоевский, Владимир Соловьёв, Лев Толстой, личность, конфессионализм, свободная теократия, рационализация, экуменизм

DOI: 10.22250/2072-8662.2018.4.105-110

Скачать статью (PDF)

Об авторе 

 

Васечко Вячеслав Юрьевич – доктор философских наук, доцент,

ведущий научный сотрудник Института философии и права Уральского отделения РАН;

Екатеринбург, ул. Софьи Ковалёвской, 16, каб. 912; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра./