SCImago Journal & Country Rank

В статье анализируется теологическая концепция И.Г. Гердера. Автор показывает, что воззрения Гердера сложились под сильным влиянием Б. Спинозы и могут считаться пантеистическими, т.к. Гердер отождествляет Бога и мир. Вместе с тем, Гердер модернизирует идеи своего предшественника в некоторых ключевых аспектах. Так, у Бога Гердера имеются как определённо личные качества, так и черты безличного существа. Понятие Бога у Гердера получается обширнее понятия мира и включает его в себя; принцип деятельности, пронизывающий гердеровскую концепцию, придаёт ей в сравнении с концепцией Спинозы динамизм. Гердер переосмысливает понимание мышления Спинозой безличным атрибутом субстанции, не наделяемого свободной волей и желаниями, и наделяет атрибут мышления личностными чертами. С помощью понятия «органические силы» Гердер сохраняет центральный принцип доктрины Спинозы – монизм, но это же понятие вносит в указанную доктрину не присущий ей до этого динамизм. Учение Гердера одновременно включает в себя элементы пантеизма и теизма и не может быть сведено к одному из этих понятий природы Бога полностью. В связи с этим собственное учение Гердера о Боге может быть охарактеризовано как динамический пантеизм.

Ключевые слова: пантеизм, монизм, деизм, динамический пантеизм, органические силы, атрибут, субстанция

DOI: 10.22250/2072-8662.2017.3.81-86

Скачать статью (PDF)

Об авторе

  

Хадыев Динислам Владиславович – аспирант кафедры философии религии и религиоведения

МГУ им. Ломоносова; 119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.