Статья посвящена ранее недостаточно изученному вопросу из истории отечественного музейного дела и науки о религии – деятельности Центрального антирелигиозного музея в Москве. В статье рассматриваются различные аспекты его непродолжительного функционирования с 1929 по 1947 гг., связанные как с историей создания и закрытия музея, так и основными направлениями собирательской, экспедиционной, научной и выставочной работы его сотрудников. В статье показано, что постепенно в музее сформировался коллектив компетентных ученых-религиоведов, в центре внимания которых было изучение религиозных верований народов СССР и их преодоления как формы пережитков. Рост научного потенциала музея, его эволюция от музея пропагандистского толка к музею исторического типа привела к переименованию Центрального антирелигиозного музея в Москве в 1942 г. в Центральный музей истории религии и атеизма и его передаче из Союза воинствующих безбожников в ведение АН СССР.
Ключевые слова: Центральный антирелигиозный музей, Союз воинствующих безбожников, изучение религиозных верований, религиозные пережитки
DOI: 10.22250/2072-8662.2019.4.121-127
Об авторе
Терюкова Екатерина Александровна – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии религии и религиоведения Института философии СПбГУ; заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии; 190000, Россия, г. Санкт-Петербург, Почтамтская 14; eaterioukova@mail.ru
|