SCImago Journal & Country Rank

В статье, отталкиваясь от определения религии как отношения религиозного субъекта к сакральному объекту и осознавая отсутствие однозначного и общепризнанного научного понимания природы последнего, автор решает обратиться к проблеме локализации священного. Среди различных измерений, в контексте которых могут занимать своё место феномены религиозного сознания, наиболее фундаментальная роль признаётся за окружающим человека пространством. На основе ряда отдельных научных и философских высказываний, а также некоторых религиозных источников, даётся углублённый комментарий касательно концепции, дифференцирующей локативный (архаические культуры) и утопический (более поздние теологические проекты) типы религиозного мировоззрения. Выдвигается тезис о неоднородности локативного типа, в развитии которого большое значение имеет процесс пространственного отдаления священного объекта от религиозного субъекта и исключения какой-либо возможности непосредственного контакта между ними. В отношении утопических традиций утверждается, что, несмотря на вынесение абсолютно значимого священного центра за пределы спациальных структур на уровне теологического дискурса, в области ритуала и народной религиозности эти культуры не способны в полной мере освободиться от пространственного фактора и в обязательном порядке сохраняют свой локативный характер. Диалектика локативного и утопического здесь становится предметом специального богословского осмысления. Автор воздерживается от того, чтобы представленный исследовательский опыт претендовал на формулирование универсальной модели эволюционного развития религиозного мировоззрения, и останавливается на том, чтобы сохранить за написанным статус типологических построений, экспликация которых могла бы внести вклад в разработку классического для феноменологии религии вопроса о священном пространстве.

Ключевые слова: феноменология религии, религиозное мировоззрение, сакральное, локализация, пространство, локативный, утопический

DOI: 10.22250/2072-8662.2019.3.69-79

Скачать статью (PDF)

 Об авторе

 

Худяев Андрей Сергеевич – младший научный сотрудник Центра сравнительного религиоведения и

этносемиотики Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова;

163000, Россия, г. Архангельск, пр. Ломоносова, 2; a.s.khudiaev@gmail.com