В статье исследуется влияние люцидных сновидений на творчество нанайской мастерицы и сказительницы Светланы Зарасьевны Ходжер. Произведениями её декоративно-прикладного искусства давно интересуются отечественные этнографы, искусствоведы, краеведы. Её работы выставлены в экспозициях, хранятся в музейных фондах, в архивах региональных и центральных, культурных и научных учреждений. Фольклорные материалы, записанные у С.З. Ходжер, вошли в монографии и статьи, размещены на интернет-сайтах. Однако до сих пор не стали специальным объектом исследования её осознанные сновидения, на основе которых она создаёт акварельные рисунки, картины маслом, изготавливает образцы нанайского орнамента на тканях и бересте с мифологическими сюжетами, использует шаманский фольклор в социокультурной коммуникации. В отличие от концепции З. Фрейда, в её люцидных снах нет даже намёка на сексуальность. Если С.З. Ходжер снятся мужчины и женщины, то они любят друг друга без физиологических подробностей. Нет в сновидениях нанайской мастерицы ничего и от эзотерических, мистических учений о трансцендентной реальности К. Кастанеды, потому что её сознание не затуманено наркотическими веществами. Необходимые сюжеты она вызывает на основе ментального переживания нанайской мифологии, фольклора, верований, ритуалов, охранительной магии. Все её сновидения пронизаны добром, светом, любовью к родной земле и культуре. Её деятельность и творчество помогают сородичам решать различные жизненные проблемы.
Ключевые слова: Амуро-Сахалинский регион, нанайская мастерица и сказительница С.З. Ходжер, люцидные сновидения, мифология, верования, шаманство, фольклор, декоративно-прикладное искусство нанайцев
DOI: 10.22250/20728662-2025-3-84-90
Об авторе
![]() |
Березницкий Сергей Васильевич – доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела этнографии Сибири, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН; 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб. 3; svbereznitsky@yandex.ru |