Статья посвящена рассмотрению того, как в контексте полемики вокруг Брестской церковной унии 1595–1596 гг. православные, католики и униаты Речи Посполитой трактовали и использовали понятия «кафолический/католический» и «православный/ортодоксальный». Отмечается, что и сторонники, и противники унии с Римом считали именно свою церковь одновременно «кафолической» и «православной», принципиально отказывая в этом своим визави. Автор статьи приходит к выводу, что если понятие «православный/ортодоксальный» католики, униаты и православные трактовали схожим образом, ссылаясь на важность сохранения чистоты веры и следования традициям апостольской церкви в том смысле, в каком представители каждой конфессии понимали это, то понятие «кафолический/католический» трактовалось ими по-разному. Для католиков и униатов в рамках данного понятия более важен был аспект, связанный с распространением той или иной церкви и религии по всему миру среди всех народов. Для православных же более важным было сохранение взаимосвязанности и взаимодополняемости каждой из составных частей церкви и их равенство по отношению друг к другу и к Богу. Таким образом, различия в трактовке этих важнейших экклезиологических понятий отражали не только всю разницу во взглядах католиков, униатов и православных на проблему устройства христианской церкви, но и положение, в котором они оказались в границах Речи Посполитой в XVII веке: от «воинствующего» порыва католицизма эпохи Контрреформации до «оборонительной» позиции, занятой православными.
Ключевые слова: религиозная полемика, кафоличность церкви, религиозная ортодоксия, Брестская уния, католицизм, православие, Речь Посполитая
DOI: 10.22250/2072-8662-2025-2-35-41
Об авторе
![]() |
Медведев Кирилл Максимович – лаборант-исследователь, Санкт-Петербургский государственный университет; 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9; kikamimi@mail.ru |