SCImago Journal & Country Rank

В статье рассматриваются эсхатологические мифы коренных народов амуро-сахалинского региона о нескольких солнцах, которые нарушили привычную жизнь, о лучнике, уничтожившем лишние светила, об изменении структуры Вселенной. Высказана гипотеза о влиянии мировой катастрофы на генезис представлений тунгусо-маньчжуров и палеоазиатов о возникновении загробного мира. Прежний мир оказался враждебным и непонятным, возникла необходимость вновь осмысливать и осваивать его, для чего понадобились знания о новой структуре мира, о сущности и функциях сверхъестественных сил, которые им управляют. Культурные герои включились в процесс переустройства, повторного творения мира, всех его страт, в том числе подземного, потустороннего, загробного. Анализ генезиса и основных этапов развития представлений о загробном мире в культуре амуро-сахалинских этносов позволяет выявить функции, которые выполняют эти представления, связь мифологической картины мира с верованиями о загробных путешествиях души. Сделан вывод о том, что мифологические представления зависят от конкретных природных, исторических, социальных, этнокультурных условий; мифы о загробном, потустороннем мире, о посмертном существовании души являются важным компонентом этнической картины мира, трансформации этнической идентичности.

Ключевые слова: коренные народы амуро-сахалинского региона, эсхатологические мифы, возникновение представлений о загробном мире

DOI: 10.22250/2072-8662-2024-3-79-86

Скачать статью (PDF)

Об авторе

Березницкий Сергей Васильевич – доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела этнографии Сибири, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН; 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 3; svbereznitsky@yandex.ru