SCImago Journal & Country Rank

В статье на основе методологии сравнительного религиоведения предпринимается попытка объяснения причины распространения почитания святого Христофора на Руси в середине XVI в., а также уточняется существующее мнение о связи иконографии этого святого с образом египетского бога Анубиса. В течение очень небольшого периода времени в середине XVI в. при Иване Грозном указанный святой становится в Московском царстве необычайно популярен. Во имя святого Христофора по приказу царя возводятся церкви в Великом Новгороде и Московском кремле, в новых соборах в Свияжске, Ярославле, Вологде появляются фрески с его изображением, его образ нередко помещается в дьяконские алтарные врата. Автор полагает, что неожиданное широкое распространение изображений святого Христофора в православной иконографии конца XVI в. на Северо-Западе Руси, именно там, где во времена Ивана Грозного находился «западный фронтир» государства, связано со стремлением защитить северные земли, обращаясь к почитанию общехристианского святого-защитника, культ которого в этот период был распространён в Балтийских землях. В это время в Московском царстве происходила своеобразная «эвокация», то есть призыв (переманивание), святого Христофора как небесного покровителя на свою сторону. Кроме того, интерес к этому святому-псеглавцу мог быть вызван и характерными для этого периода эсхатологическими ожиданиями.

Ключевые слова: сравнительное религиоведение, христианские святые мученики, святой Христофор, псеглавцы, эллинистический синкретизм, эвокация, эсхатология, Иван Грозный

DOI: 10.22250/20728662_2023_4_101

Скачать статью (PDF)

Об авторе

Шахнович Марианна Михайловна – доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии религии и религиоведения, Санкт-Петербургский государственный университет; 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 5; m.shakhnovich@spbu.ru