В статье осуществлён анализ наличия черт монотеистических религий в тенгрианстве как архаичной религии тюрко-монгольских народов. Определены характерные черты семитских религий в виде Абсолюта, универсальной антропологии, требований к социальной структуре, которые отсутствуют в рамках тенгрианства. Представлен логический анализ формирования и развития тенгрианства как религии, построенной на культе неба. Локальные культурно-исторические традиции и религии формируются в конкретных условиях, что не требует от них создания абстракций и универсалий, поэтому в тенгрианстве не выделить диалектику и метафизику. Показано, что тенгрианство не трансцендентно по своей сути и культ Неба не трансцендентален в своём предмете. Обозначены причины трансформации тенгрианства из народно-племенной религии в имперскую, объединившую множество тюрко-монгольских кочевых народов. Тенгрианство проявляется как открытая религия, синкретично переплетающаяся с натуралистическим мировоззрением локальных культур. Выявлены противоречия в определении монотеизма в тенгрианстве по типу семитских религий. Подчёркнуто то, что понятие тенгрианства является неологизмом. Проанализированы механизмы новой интерпретации архаичных религиозных идей в современности.
Ключевые слова: тенгрианство, культура, традиция, религия, монотеизм, Абсолют, мировоззрение, кочевая культура
DOI: 10.22250/20728662_2023_4_51
Об авторе
Данчай-оол Аяс Анатольевич – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации; 660022, Россия, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |