Формирование шарташского стиля оформления рукописей традиционной книжной культуры происходило на Урале в районе о. Шарташ в 1780-е – 1820-е гг. в скрипториях старообрядческих скитов. Специфика заселения и освоения уральского региона, в которых важную роль сыграло старообрядчество во всем многообразии его течений с наличием своих художественных традиций, определила характерные особенности и признаки самостоятельного художественного стиля. Он складывался, с одной стороны, под влиянием древнерусской книжной культуры, с использованием элементов и стилистических приёмов, бытовавших в рукописях дораскольного периода. С другой стороны, стиль формировался с учётом наработок художественных направлений других старообрядческих центров в результате активного взаимодействия с их книжностью. Это было влияние поморской традиции в результате контактов с уральским беспоповским старообрядчеством и ветковской – в результате активного взаимодействия с западнорусскими центрами старообрядчества. Несмотря на соединение разнообразных графических приёмов, шарташский стиль представляет собой целостное явление старообрядческой культуры. Творческое осмысление уральскими книжниками различных изобразительных традиций привело к созданию оригинальной художественной стилистики, ставшей важным элементом региональной культуры. Шарташский стиль декорирования рукописей, оформившись в конце XVIII – начале XIX в., был актуален на страницах рукописей до конца XIX – начала XX в.
Ключевые слова: старообрядчество, Урал, книжно-рукописная традиция, орнаментика рукописей, шарташский стиль, региональная культура
DOI: 110.22250/20728662_2023_1_154
Об авторе
Ануфриева Наталья Викторовна – старший научный сотрудник, старший хранитель фондов Лаборатории археографических исследований Уральского гуманитарного института, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина; 620000, Россия, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 51; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |