Религиозные психозы и различные формы суеверий получают распространение, как правило, во времена тяжёлых потрясений и в кризисные моменты истории. Одним из наиболее распространённых явлений такого рода в XIX – первой половине XX века было открытие святых колодцев или источников, в водах которых многочисленные паломники наблюдали видения с образами икон и ликов святых, а также иные картины, чаще всего на религиозные или исторические темы. Цель исследования – проанализировать отличительные особенности и ареал нарративов об определённой группе событий, считающихся в народной традиции чудесными, – явлений святых и икон в воде. Установлено, что зачастую место паломничества – это символический сакральный центр определённой местности (родник, колодец, криница, излучина реки) или некой узколокальной территории (больницы, дома, церкви). Визионерами чаще других становятся наиболее восприимчивые категории населения: молодые девушки и юноши, престарелые вдовы и т.д. Часто наблюдатели либо уже заранее подготовлены другими людьми, либо находятся в святом месте с определённым настроем «на чудо». Описываемые явления могут наблюдаться во время кризисных явлений, ухудшения социально-экономической обстановки в стране, либо при переживании человеком индивидуального кризиса. Следовательно, появление/открытие колодцев, святых источников, ключей и криниц является одним из своеобразных маркеров возрастающей религиозности местного населения. Полученные данные представляют практическую значимость и могут являться основой для комплексных разработок в сфере фольклористики, сакральной географии и топографии отдельных территорий.
Ключевые слова: чудо, рассказы о чудесах, святые колодцы, видения на религиозную тему, явление Богородицы, слухи
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.4.117-125
Об авторе
Бутов Илья Станиславович – кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник; |