В настоящей статье прослеживается «экуменический» период творчества В.В. Розанова (1856–1919), пришедшийся на конец 1890-х – начало 1900-х гг., с изложением взглядов философа на католицизм и униональную проблему. Эти темы, практически незатронутые в российском розановедении, были разработаны в католических исследованиях в стенах Папского Восточного института в Риме. В научный оборот вводятся ранее неизвестные отечественному розановедению тексты. В них обнаруживается стремление представить Розанова апологетом католичества. Аксиологическим ориентиром статьи становится схватывание смыслов полемического письма розановской публицистики, что в противном случае приводит к смещению акцентов в сторону желательных для католической стороны выводов. Методологическим ориентиром остаётся соотнесение характера развития розановской мысли с внешним пересмотром им унионального вопроса и отнесение его результатов к разрабатываемому мыслителем «новому теизму». Упущением католической стороны представляется игнорирование историософской константы розановской мысли, в свете которой отсутствие решения униональной проблемы в рамках нынешней культурной парадигмы становится залогом иного понимания Вселенской церкви.
Ключевые слова: розановедение, разделение церквей, восточный обряд, экуменизм, Папский Восточный институт
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.2.104-109
Об авторе
Баранова Екатерина Владимировна – аспирантка кафедры философии и педагогических наук; Туринский государственный университет; |