SCImago Journal & Country Rank

Исследование поддержано грантом РНФ, проект 16-18-10083

В статье рассматриваются основные взгляды Л.П. Карсавина на проблему религиозности. Основными источниками послужили его труды, написанные в 1912–1923 годах. В статье рассматриваются несколько аспектов исследовательской позиции Карсавина, не только введённая им терминология. В большей степени уделено внимание вкладу Л.П. Карсавина как медиевиста. Л.П. Карсавиным было создано собственное видение религиозности средневекового человека. Религиозное начало по Карсавину является неотъемлемой частью человеческой природы. В центре внимания не только религиозность человека в рамках культуры европейского Средневековья. Культура в её более широком понимании, поскольку религия являлась её неотъемлемой частью. Настаивая на принципиальной ограниченности индивидуалистическо-пантеистического сознания, Л.П. Карсавин совершенно определённо различает индивидуализм и персонализм. Именно в персонализме, по его убеждению, снимается столь характерное для Возрождения противоречие между универсалистской интенцией пантеизма и индивидуалистическим атомизмом. В статье рассмотрены взгляды Л.П. Карсавина на христианскую догматику, в частности, её взаимоотношения с еретическими учениями. Одним из фокусов статьи является изучение исследователем западноевропейской средневековой религиозной практики. Особый интерес представляет эта связь с общей системой христианских верований. Взгляды Карсавина в ряде случаев сближаются с культурологическими.

Ключевые слова: Карсавин, религиозность, Средние века, «религиозный фонд», догматика, ересь, средневековая культура

DOI: 1022250/2072-8662.2017.1.109-116

Скачать статью (PDF)

Об авторе

   

Вебер Дмитрий Иванович – кандидат исторических наук,

ассистент кафедры философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета;

199034, г. Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 5; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.