В русской истории ведовство изначально было элементом восточнославянской религии, а после принятия христианства стало частью народной религии. Под влиянием христианства представления о ведовстве стали преимущественно негативными, что, однако, не исключило ведовство и его носителей из религиозной жизни. В советский период истории и вплоть до настоящего времени ведовство остаётся заметным явлением религиозной жизни восточнославянского населения разных регионов. Целью статьи является исследование региональных феноменов ведовства, бытовавших в русской дальневосточной культуре. Статья основана на архивных документах и материалах полевых исследований. Основное содержание статьи составляет повествование о ведьме – жительнице деревни Дмитриевка (Амурская область). Повествование о дмитриевской ведьме надёжно коррелируются с универсальными не только для Центральной России, но и для восточнославянской культуры демонологическими представлениями, фольклорно-мифологическими образами и сюжетами. С одной стороны, оно фиксирует глубокую укоренённость и стабильность ведовства в русской народной культуре. С другой стороны, повествование наряду со многими другими фактами свидетельствует о сохранении в массовом сознании русского переселенческого населения Дальнего Востока глубинных традиций восточнославянской культуры. Миграции русских за тысячи километров от исторической малой родины, новая природная и культурная среда российско-китайского порубежья не расшатали основ религиозного сознания, которое являлось одной из основ сохранения этнокультурной идентичности.
Ключевые слова: православие, ведовство, религиозный синкретизм, Приамурье, восточнославянская культура, этнокультурная идентичность
DOI: 10.22250/20728662_2023_3_108
Об авторе
Забияко Василиса Андреевна – сотрудник Лаборатории фронтирных исследований, Амурский государственный университет; 675027, Россия, г. Благовещенск, ул. Игнатьевское шоссе, 21; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |