Статья содержит анализ содержания буддийского понятия «Три поворота Колеса Учения», рассматриваемого в качестве наиболее ранней буддийского подхода, посредством которого было систематизировано множество проповеданных Буддой Шакьямуни учений и практик в рамках общей для хинаяны и махаяны концепции постепенности (стадиальности). Сама эта концепция постепенного обучения Дхарме и достижения освобождения и просветления обусловлена различиями в способностях и потенциалах последователей, по причине чего Будда был вынужден применять искусные уловки: проповедовать Дхарму на разных онтологических уровнях и с указанием разных сотериологических целей. Идентификация пути просветления как «постепенного пути» несводима к темпоральной периодизации, а имеет ряд аспектов: педагогический, онтологический, эпистемологический, сотериологический, практический. Новизна состоит, во-первых, в утверждении, что понятие «три поворота Дхармачакры» является герменевтическим методом и было интерпретировано по-разному в раннем буддизме и в махаянской традиции. Во-вторых, это тезис о том, что «три поворота» не следует понимать в смысле их линейной последовательности или прогрессирующих уровней, но, тем не менее, этот концепт выражает идею постепенного освоения проповедей Будды о пустоте как абсолютной природе реальности и постепенного продвижения по Пути. В-третьих, обоснована позиция, что концепт трёх поворотов Дхармачакры является исторически первой герменевтической схемой, выражающей систематизацию Учения Будды главным образом по онтологическому основанию.
Ключевые слова: Дхарма, Три поворота Колеса Учения, постепенный Путь, герменевтическая схема, упая, праджняпарамита, онтологическая доктрина
DOI: 10.22250/20728662_2023_3_57
Об авторах
Урбанаева Ирина Сафроновна – доктор философских наук, главный научный сотрудник отдела философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН; 670047 Россия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; urbanaeva@imbt.ru |
|
Лощенков Алексей Вячеславович – кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН; 670047 Россия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |