В статье представлен анализ локации загробного мира в андском мировоззрении как компонента общей религиозной системы. Источниковая база исследования представлена документами (в том числе архивными) колониальной эпохи различных жанров, данными археологии, иконографии и этнографии. На основе анализа этих источников автор выделяет следующие ключевые локации загробного мира: горы/вулканы, подземное пространство, пространство за морем, небо. Все эти варианты находятся в тесной связи не только с представлениями о загробном мире, но и с идеями мироустройства вообще. Так, горы почитались как источники влаги и плодородия в горных областях Анд, аналогичную функцию выполняло море в прибрежных культурах. При этом лишь последняя локация из названных отражает христианскую стадию развития андского мировоззрения; все остальные возникли и развивались в доиспанскую эпоху. При этом по крайней мере первый вариант показывает высокую степень конкретизации: в источниках содержатся многочисленные сведения о конкретных горах/вулканах, которые мыслились в качестве локации загробного мира. Некоторые из них носят межрегиональный характер (самый яркий пример – вулкан Коропуна), другие, напротив, почитались лишь на локальном уровне конкретными общинами. Несмотря на то, что в источниках преобладают упоминания гор/вулканов в качестве локаций загробного мира, автор не считает возможным говорить о преобладании данной локации для андского мировоззрения в целом. Такая картина обусловлена в первую очередь диспропорцией источников по регионам: большинство данных относятся к горным областям, в то время как побережье освещено намного хуже.
Ключевые слова: Андская цивилизация, загробный мир, мировоззрение, колониальный период, христианизация, почитание гор
DOI: 10.22250/20728662_2023_1_83
Об авторе
Новосёлова Елена Владимировна – кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков, МИРЭА – Российский технологический университет; 119454, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, 78; Helena-Novoselova@yandex.ru |