Данная статья рассматривает мифологические представления о драконе; дракон – это не составной тотем, как считают некоторые китайские исследователи, и не реально существующее животное, а, прежде всего, мыслительная категория, живое отражение реальности, воплощение природы, естественности цзы жань (自然) в сознании древнего человека. С Ханьской династии император начал позиционировать себя как воплощение дракона, стал называться «истинным драконом и сыном Неба», что подчёркивало его божественное происхождение и давало право на управление Поднебесной. Постепенно устанавливался и единый религиозный культ – поклонение дракону Лун-вану (царю драконов), что также было выгодно правящему дому. В целом, данная статья показывает, что закрепление образа дракона в качестве имперского символа было связано, прежде всего, с народными верованиями в Небесные знамения, необходимостью создания общекитайского пантеона богов и предков, систематизацией и зачастую использованием в целях легитимации власти местных культов и традиций.
Ключевые слова: мифология, тотем, китайские верования, культ дракона, небесное знамение, имперский символ
DOI: 10.22250/20728662_2023_1_22
Об авторе
Гарридо Валерия Владимировна – аспирант-соискатель, кафедра истории философии Российского университета дружбы народов (РУДН); |