Поведение людей определяется множеством внутренних и внешних факторов: особенности личности, воспитание, влияние группы, общества, государства, ситуации. Верующие не являются исключением, хотя религиозные нормы оказывают существенное влияние на их предпочтения. В светском обществе и государстве регулятивная функция религии существенно снизилась, а люди выбирают между несколькими вариантами поведения, поскольку современное право не носит всеобъемлющий характер. Социологические теории, рассматривающие поведение людей как сложную систему поиска баланса с учётом потерь и приобретений, позволяют лучше понять механизм выбора верующими норм поведения. Результаты проведённого исследования мусульман, христиан и нерелигиозных жителей Татарстана говорят о том, что мусульмане сильно отличаются по своим нормативным предпочтениям от христиан (религиозный брак, предоставление брачного дара, права и обязанности супругов, раздел наследства). Модели поведения последних во многом сходны с установками нерелигиозных респондентов. Однако внутри мусульманского сообщества есть разногласия по поводу гендерных ролей: у многих женщин присутствует стремление к равным отношениям и соблюдению баланса интересов, тогда как некоторые мужчины предпочитают пользоваться правами по шариату и игнорировать религиозные обязанности. В плане неодобрения многожёнства мусульманки, в отличие от единоверцев-мужчин, часто солидарны с нерелигиозной группой. В ситуации выбора (раздел наследственных долей) многие мусульманки предпочитают обходить «несправедливые» с современной точки зрения религиозные предписания при помощи апелляции к нравственным ценностям (забота о родителях), не отказываясь напрямую от норм шариата.
Ключевые слова: мусульмане, христиане, религиозные нормы, модели поведения, светское государство, Татарстан
DOI: 10.22250/20728662_2022_4_159
Об авторах
Мухаметзарипов Ильшат Амирович – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан; |
|
Гафиятуллина Ильмира Рашатовна – научный сотрудник Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан; |