Религиозные ценности являются важнейшим элементом религии, связывающим веру в бога и религиозную практику верующего. Будучи «пропущенными» через самосознание и деятельность верующего человека, религиозные ценности, в своей совокупности, формируют религиозное мировоззрение. В отличии от догматов веры, религиозные ценности способны развиваться в историческом процессе, что делает их динамической частью религиозной жизни. Религиозные ценности сопряжены с такими процессами, как обретение религиозной идентичности и возрастание уровня секуляризации. Эти ценности вступают в отношения разного уровня и глубины со светскими и либеральными ценностями. Светские ценности, несмотря на основания принципиально иные, чем религиозные, имеют общее нравственное пространство с последними. Это: гуманизм, свобода, творчество, достойные отношения между людьми и другие. Либеральные же ценности, хотя и берут нередко истоки в ценностях религиозных, со временем вступают в противоречие и даже противостояние с ними. Так как либеральные ценности доминируют в современном мире, они чем далее, тем в большей мере вытесняют религиозные ценности из общественного сознания. Именно этим во многом объясняется секуляризация – один из самых значимых процессов современности. Однако история убедительно демонстрирует, что религия остаётся уникальным феноменом личностного и общественного бытия, что связано, на наш взгляд, с онтологической неустранимостью духовной сущности человека. Потому свобода и творчество, как формы духовной деятельности человека, актуализируют содержание религиозных ценностей, вновь и вновь воссоздают их. Но следует признать, что, несмотря на значимую роль в духовной жизни человека, религиозные ценности слабо востребованы в современном мире, ориентированном на иные ценностные системы, построенные на идеях ложно понятого плюрализма и практике всё возрастающего уровня материального потребления.
Ключевые слова: религиозные ценности, человек, современный мир, свобода, духовность, общество, идентичность, секуляризм
DOI: 10.22250/20728662_2022_4_129
Об авторах
Косиченко Анатолий Григорьевич – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения |
|
Бурова Елена Евгениевна – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения |
|
Булуктаев Юрий Очирович – доктор политических наук, доцент, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения |
|
Шайдулина Дарья Рустамовна – магистр гуманитарных наук, научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения |