Статья посвящена рассмотрению структурно-семантических, сюжетообразующих и смыслогенерирующих функций элементов композиции «Жатвы» – эпизода храмовой росписи «Смерть сына сонамитянки» (Г. Никитин, С. Савин, храм Ильи Пророка в Ярославле) в контексте религиозной культуры XVII в. Авторы исходят из гипотезы, что данная композиция Ильинской церкви, ансамбля оригинальной монументальной живописи XVII в., задумывалась создателями храмовой росписи не как праздничное и мажорное восхищение праздником труда, а как способ оттенить при помощи иконической яркости колористики и эффектности декораций росписи эсхатологические мотивы, характерные для трагического мировоззрения человека XVII в., обострённого драматизмом биографического контекста. В статье рассматривается место композиции «Смерть сына сонамитянки» в храмовой росписи чина «Деяний пророка Елисея», отражение биографического контекста семьи купцов-ктиторов Скрыпиных в тематике и проблематике этой части «елисеевского цикла», интертекстуальность «Жатвы» в аспекте как непосредственных заимствований (Н. Пискатор), так и рецепции русскими мастерами опыта европейского искусства (П. Брейгель, Микеланджело Буонаротти, Леонардо да Винчи). В статье подробно рассматривается семантика диагональной композиции картины, барочная аллегорика (серп, колос, жнец) жатвы, семантика поз и жестов, аллегорика деталей одежды, цвета в контексте религиозной культуры XVII в., динамика развития сюжета в контексте семантики композиции произведения, когда эпизод болезни и смерти сына сонамитянки становится эпицентром мортальной лейттемы. В статье делается вывод, что семантическая насыщенность эпизода «Смерти сына сонамитянки» Ильинской церкви в Ярославле обусловлена её кульминационной ролью в цикле храмовой росписи «Деяний пророка Елисея», а для повышения драматизма эпизода художниками актуализируется опыт европейского изобразительного искусства и религиозной аллегорики своего времени, однако «прототипические» образцы были переосмыслены русскими художниками в контексте предлагаемых обстоятельств (воля заказчика, место в храме), что привело к созданию яркого, самобытного произведения, отразившего мировоззрение человека XVII в.
Ключевые слова: усадебный храм, Илья Пророк, ктитор, купцы Скрыпины, Г. Никитин, С. Савин, монументальная живопись, смерть, жатва
DOI: 10.22250/20728662_2022_3_129
Об авторах