Работа посвящена проблеме взаимодействия буддизма с конфуцианской традицией в эпоху Тан (618–907). Цель статьи – показать, как тема буддийских монастырей представлена в литературном наследии Хань Юя – мыслителя и типичного чиновника-конфуцианца эпохи Тан, известного своей критикой буддизма. Танская эпоха, вошедшая в историю как «золотой век» китайского буддизма и одновременно как начало его упадка, подготовила почву для последующего конфуцианско-буддийского синтеза в рамках философии неоконфуцианства эпохи Сун (960–1279). В связи с этим Танская эпоха является важной вехой в истории проникновения буддизма в китайское общество, требующей более детального изучения. В статье предпринят анализ сочинений Хань Юя, одни из которых хорошо известны в отечественном китаеведение, другие – вводятся в научные оборот впервые. Показано, что, помимо работ, содержащих критику буддизма, прежде всего, его религиозной деятельности и религиозной организации, в творчестве Хань Юя имеются работы, посвящённые описанию буддийских монастырей и обстоятельств их посещения. Подобные работы свидетельствуют о наличии у Хань Юя духовной потребности, выходящей за рамки конфуцианской традиции: критикуя буддизм как чиновник, он принимает его как частное лицо. На примере личности Хань Юя сделан вывод, что подобные настроения были свойственны танским чиновникам-конфуцианцам вообще, а посещение буддийских монастырей являлось обычной практикой в их повседневной жизни.
Ключевые слова: эпоха Тан, буддизм, конфуцианство, буддийские монастыри, служилое сословие (чиновничество), Хань Юй
DOI: 10.22250/20728662_2022_3_46
Об авторе
Мазур Татьяна Геннадьевна – кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник отдела философии, культурологии и религиоведения, |