Статья посвящена участию кумыкского духовенства в событиях Кавказской войны. Последнее явление разбирается на примере конкретных судеб и взглядов конкретных сторонников и противников мюридизма. В статье разбирается деятельность, богословское и творческое наследие сподвижников имама Шамиля Ташав-Хаджи, Идриса и Салиха Эндиреевских, а также их идеологических противников Мамагиши Ольмесова и Юсуфа Клычева. Первые играли заметную роль в имамате Шамиля, занимали должности его наибов и кадиев. Их противники сделали выбор в пользу активной поддержки Российской империи. У каждой из сторон при этом были свои аргументы в пользу собственного выбора, что обусловило активную письменную полемику между ними. Исследуются и судьбы других – их менее известных современников, переселившихся во владения Шамиля – мухаджиров и выбравших российскую службу. Как установлено авторами статьи, в период Кавказской войны кумыкское духовенство активно участвовало в политических процессах не только в Дагестане, но и на территории Чечни, Ингушетии, Карачая, Черкессии и Османской империи. Авторами отмечена подвижность взглядов некоторых из них и политический нейтралитет большинства. По мнению авторов – большинство представителей духовенства испытывало симпатии к мюридистскому учению, но, не желая подвергаться репрессиям и рисковать благополучием своих близких, предпочло проявление внешней лояльности официальным властям.
Ключевые слова: Кавказская война, духовенство, шариат, имамат, шейх, Ташав-хаджи, Идрис-эфенди, Юсуф-кадиа
DOI: 10.22250/20728662_2022_3_28
Об авторах
Гусейнов Юсуп Магомедович –кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, |
|
Идрисов Юсуп Магомедович – кандидат исторических наук, лектор-экскурсовод Исторического парка «Россия – моя история», |