В статье на основании зарубежных архивных материалов, эпистолярного наследия и периодической печати проводится историко-философская реконструкция отношения русского философа С.Л. Франка к теософии и оккультизму. Приводятся архивные документы, содержащие критику философом теософского учения мыслителя-эмигранта Петра Демьяновича Успенского и в частости его книги «Новая модель вселенной», в которой содержалось учение теософа об оккультно-магической системе «Четвертого пути» (эту книгу планировалось перевести на нидерландский язык при посредничестве сотрудника основанной в 1925 г. еженедельной газеты «Слово и дух» («Woord en Geest»), Хенка Вехгелара (Henk Wechgelaar)). Проведён анализ эволюции взглядов С.Л. Франка на паранормальные явления, которые были сформулированы философом в ряде его лекционных выступлений в Берлине (7 марта 1927 г.), Риге (29 февраля 1928 r.), Даугавпилсе (6 марта 1928 г.), Таллинне (11 марта 1928 г.), Каунасе (27 марта 1928 г.) и Белграде (26 апреля 1930 г.); а также на соотношение теософии и оккультизма с наукой и религией, высказанное С.Л. Франком как в его докторской (незащищенной) диссертации «Душа человека», так и в его более поздних работах и выступлениях. В Приложении публикуется перевод письма С.Л. Франка Х. Вехгелару из архива Амстердамского свободного университета, в котором философ выражает свое отношение к теософскому учению (автограф: Brief van Simon Frank aan H Wechgelaar // Amsterdam, UVA copy UB: HSS-mag.: XXXIII Pos: map Wechgelaar [H.]).
Ключевые слова: русская философская эмиграция, русская философия в Нидерландах, теософия, оккультизм, С.Л. Франк, П.Д. Успенский
DOI: 10.22250/20728662_2022_2_75
Об авторах
Оболевич Тереза – Dr. Hab., профессор, заведующая кафедрой русской и византийской философии, Папский университет Иоанна Павла II; Польша, 31–002, Краков, ул. Канонича, д. 9; |
|
Цыганков Александр Сергеевич – кандидат философских наук, старший научный сотрудник, Институт философии РАН; 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; |