Статья посвящена изучению народного православия переселенцев из Тамбовской губернии и Малороссии в Амурскую область во второй половине XIX века. В основу статьи положены материалы православного священника В.П. Венчаева, опубликованные в нескольких номерах журнала «Камчатские епархиальные ведомости» за 1896 и 1897 гг. Традиции и обычаи переселенцев, описанные священником В. Венчаевым, сопоставляются с современными теоретическими материалами, раскрывающими принципы народной религиозности, с материалами специалистов, изучавших русские обычаи, а также с этнографическими и религиоведческими исследованиями российского Дальнего Востока. В результате автор приходит к следующим выводам. Заметки православного священника характеризуются системностью, попытками проанализировать истоки и причины религиозного поведения переселенцев, являются ценным источником для реконструкции религиозных представлений колонистов. Переселенцы в условиях жизни на Дальнем Востоке России сохраняли в 1890-х гг. приверженность к синкретичной народной религиозности, основы которой были заложены на их малой родине и получили развитие под влиянием контактов с китайцами, корейцами и иными дальневосточными народами. В новых для себя природно-климатических и этнических условиях переселенцы перенимали у местных жителей распространённые в регионе способы оказания медицинской помощи. Заметную роль в жизни переселенцев занимали практики магического характера, направленные на поддержание витальных сил, сытости, преумножения достатка.
Ключевые слова: русское православие, народная религиозность, внеинституциональная религиозность, религиозный синкретизм, магия, календарные обряды, традиции, Камчатские епархиальные ведомости
DOI: 10.22250/20728662_2022_2_30
Об авторе
Пелевина Ольга Викторовна – кандидат философских наук, декан факультета международных отношений, |