В статье представлены результаты исследования процесса формирования раннего символического поведения на территории бассейна Верхнего и Среднего Амура. Эмпирическую основу исследования составляют археологически фиксируемые образцы мобильного искусства. Бассейн Амура, территории Верхнего и Среднего Амура с глубокой древности были включены в миграции человеческих популяций и культурные контакты. В Восточном Забайкалье образцы раннего символизма зафиксированы на археологическом памятнике Сухотино-4. Образцы раннего символизма представлены зооморфными фигурами, украшениями и другими изделиями. Важное место в истории формирования и развития верхнего палеолита в бассейне Амура занимает селемджинская культура. В селемджинской культуре образцы раннего символизма представлены каменными фигурами рыбы и медведя, а также «жезлом» с насечками. Фигура рыбы имеет сходство с формой фаллоса. Среди амурских верхнепалеолитических памятников особое положение занимает памятник Малые Куруктачи-1. В ходе раскопок памятника была найдена каменная скульптура медведя. Символические предметы связаны с религиозно-мифологическими представлениями и ритуальными практиками, которые относятся к зоолатрии, фаллическому культу и другим ранним формам религии. Возникновение символической деятельности и ранних форм религии являлось общей закономерностью эволюции человечества. Этот процесс шёл на всех освоенных человеком территориях. Древняя территория Верхнего и Среднего Амура не являлась исключением.
Ключевые слова: символизм, религия, верхний палеолит, бассейн реки Амур, мобильное искусство, зоолатрия, фаллический культ, медвежий культ
DOI: 10.22250/20728662_2022_2_5
Об авторе
Забияко Андрей Павлович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой религиоведения и истории, |