Статья посвящена рассмотрению и сопоставлению двух духовных практик – дзадзэн и исихастской практики – с точки зрения современных нейрофизиологических представлений о функциях дефолт системы мозга, открытых в 2001 г. г-ном Райхле и его коллегами. Согласно этим представлениям, в условиях внешнего покоя различные системы мозга человека, называемые сетью пассивного режима работы мозга (СПРРМ), выполняют ведущую роль в процессах мышления, при этом на пассивный режим работы мозга затрачивается энергии во много раз больше, чем необходимо для осознанной реакции на любой внешний стимул. Предполагается, что этот режим является основным и исключительно важным для креативной деятельности мозга. Наряду с дефолт системой мозга существует другая система, которая называется «Task-positive network» (TPN) или «режим целевой (исполнительской) активности», активирующийся, когда мы фокусируемся на внешних или внутренних ощущениях, строим планы или выполняем сложные задачи. Важно, что эти две системы альтернативны, т.е. включение одной системы начинает подавлять другую. Рассмотрение и анализ двух духовных практик, различающихся в религиозном и философском отношении, в контексте нейрофизиологической концепции дефолт системы мозга, позволило сделать вывод о том, что в их основе лежит близкое понимание фундаментальных законов деятельности человека, сложившееся на основе многовекового опыта религиозных деятелей буддизма и православия.
Ключевые слова: буддизм, православие, дзадзэн, исихазм, дефолт-система мозга, режим целевой активности
DOI: 10.22250/20728662_2022_1_123
Об авторе
Кануников Игорь Евгеньевич – кандидат биологических наук, доцент кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии, |