В статье на примере чувашского села Кош-Елга Бижбулякского района Республики Башкортостан изучена конфессиональная ситуация, а также трансформация религии и религиозных практик на нынешнем этапе. Религиозные практики рассмотрены в исторической динамике, начиная с последней четверти XVIII в. Кроме этого показано влияние прихода и церкви на религиозную жизнь жителей села и их и обрядовую культуру: календарные и погребально-поминальные ритуалы. Исследование показало, что религиозная ситуация в селе на протяжении XVIII–XX вв. развивалась в направлении постепенного перехода от язычества к православию. Осевшие на башкирских землях чуваши-переселенцы, хотя и считавшиеся новокрещенами, фактически были приверженцами старой, т.е. языческой, религии. После возведения храма в последней четверти XIX в. в религии и религиозных практиках кош-елгинцев стал усиливаться и утверждаться православно-языческий синкретизм. С усилением роли РПЦ в первые десятилетия XXI в. наметился выраженный поворот жителей села в сторону православия. Это находит отражение в этноконфессиональной идентичности и общественной активности жителей села. Тем не менее, активизация деятельности прихода и религиозной жизни носит ограниченный характер, так как число активных приверженцев православия составляет незначительную часть населения. Однако, несмотря на доминирование христианских традиций религиозная жизнь кош-елгинцев в значительной степени определяется практиками (обрядами, поведенческими предпочтениями и моделями), восходящими к языческой или чувашской религии. Наиболее ярко эта сторона религиозности проявляет себя в похоронно-поминальной и календарной обрядности.
Ключевые слова: чуваши, религия, религиозные практики, обычаи и обряды, Южное Приуралье, Кош-Елга, православная церковь, язычество, православие, религиозный синкретизм
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.4.106-116
Об авторах
Петров Игорь Георгиевич – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии, |
|
Ягафова Екатерина Андреевна – доктор исторических наук, профессор; заведующий кафедрой философии, истории и теории мировой культуры; Самарский государственный социально-педагогический университет; |