Статья посвящена малоизученной проблеме взаимодействия русского дворянства и старообрядчества в перв. пол. XIX в. Случаи перехода в «старую веру» представителей «высшего сословия» рассматриваются как закономерное явление, объясняемое смягчением государственного контроля над дворянами, изменением правительственной политики относительно «раскольников», а также общими мистическими настроениями среди российской знати данного периода. В качестве примера рассматривается случай надворной советницы Елизаветы Петровны Лангель, принявшей постриг в федосеевском согласии с именем Екатерина, её духовного отца инока Ефрема, а также помещиков Голицыных. Вводятся в научный оборот уникальные делопроизводственные документы и письма Е. Лангель, непосредственно передающие характер её религиозности, отношение к старообрядчеству и вероисповедной политике николаевского периода. Они показывают, что на принятие «старой веры» частично повлияла семейная история и религиозный настрой советницы. Кроме того, высказывается предположение, что обращение дворянки Лангель позволяло старообрядцам успешнее взаимодействовать с помещиками. Это косвенно подтверждается покровительством духовному отцу советницы, иноку Ефрему, со стороны помещиков Голицыных.
Ключевые слова: российское дворянство, старообрядчество, иночество, мистические учения, федосеевское согласие
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.4.5-17-25
Об авторе
Мельников Илья Андреевич – кандидат культурологии, научный сотрудник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника; |