Целью статьи является, во-первых, определение территориальных и хронологических границ становления раннего символизма и ранних форм религии в бассейне Нижнего Амура, во-вторых, экспликация ранних верований и практик в контексте современных представлений о религии. Территориальные границы раннего символизма и ранних форм религии располагаются в Нижнем Приамурье в пределах распространения осиповской и мариинской археологических культур. Эти культуры относятся к раннему неолиту и размещаются в хронологических интервалах 13–10 тыс. л.н. (осиповская культура) и 10–9 тыс. л.н. (мариинская культура). Археологически фиксируемыми в Нижнем Приамурье древнейшими верованиями и практиками являются гендерный культ, зоолатрия и танатология. Гендерный культ представлен своими мужскими и женскими разновидностями. Зоолатрия явлена прежде всего в формах медвежьего культа, ихтиолатрии и орнитолатрии. Танатология обнаруживает себя в погребальной практике ингумации тела с ритуальным использованием огня и сопогребаемых предметов. Гендерный культ и зоолатрия овеществлены в образах мобильного искусства. Танатология опредмечена в погребальном комплексе.
Ключевые слова: Нижний Амур, ранний неолит, ранний символизм, религия, гендерный культ, фаллический культ, зоолатрия, ихтиолатрия, орнитолатрия, танатология, погребальный культ
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.4.5-16
Об авторе
Забияко Андрей Павлович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой религиоведения и истории, |