В статье рассматривается уникальный феномен советского кинематографа – антирелигиозный фильм 1920–1930-х гг. – до сих пор не получивший должного осмысления в гуманитарной историографии. Являясь органичной частью «культурной революции», с одной стороны, антирелигиозные фильмы этого периода выступали эффективным инструментом пропаганды молодого советского государства в борьбе как с официальной церковью, так и с проявлениями бытовой религиозности. С другой стороны, их создание сопровождалось подробными теоретическими и методическими рекомендациями по формам взаимодействия партийных пропагандистов со зрителем и по форматам презентации антирелигиозных установок. Опираясь на не публиковавшиеся прежде архивные материалы, авторы обращаются к одному из самых ярких примеров подобных киноработ – фильму «Сектанты» Владимира Королевича (Совкино, 1930). В качестве контекста, в котором происходило создание фильма, рассматриваются смежные процессы в советской культуре и политике. На примере фильма «Сектанты» исследуются кинематографические приёмы конструирования негативного образа сектантских организаций в СССР и его трансляции на широкую аудиторию в идеологически выверенной транскрипции. Делается вывод о том, что советское антирелигиозное кино, сочетая приёмы авангардного киноискусства и научного атеизма, успешно выполняло возложенную на него пропагандистскую миссию. В этой проекции фильм «Сектанты» является ценным историческим источником, запечатлев противоречивые явления своего времени, направленные на экранное конструирование «советскости» как новой религии.
Ключевые слова: антирелигиозное движение в СССР, сектантство, антирелигиозный фильм, культурная политика, идеология, пропаганда, фильм «Сектанты» (1930), Владимир Королевич
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.3.151-159
Об авторах
Головнева Елена Валентиновна – доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и дизайна,
|
|
Головнев Иван Андреевич – кандидат исторических наук; старший научный сотрудник Отдела проектных исследований, |