В статье представлены результаты массового опроса, проведённого в сентябре 2020 г. в Республике Татарстан. В ходе исследования был проведён анализ религиозности татарского населения республики, а также изучалось влияние ислама на повседневные практики, социальные и политические институты. В частности, участников исследования спрашивали о предпочтительной форме одежды женщин, отношении к многожёнству, необходимости халяльного питания в государственных школах. Анализировался вопрос о влиянии ислама на представления о власти, респондентам задавались вопросы: следует ли придать исламу статус государственной религии? Надо ли в конституции Республики Татарстан зафиксировать норму, что главой республики может стать только мусульманин? Не менее актуальный вопрос – соотношение исламского и светского судопоизводства: в какой суд предпочли бы обратиться респонденты в случае необходимости – в светский или по исламский законам. Влияние мусульманских норм, взглядов и идеалов изучалось в разрезе ряда социально-демографических характеристик – пола, возраста, типа населённого пункта. Было выявлено, что для части респондентов не самоочевидны такие западные идеи как отделение религии от государства и светскость. В то же время ответы большинства респондентов свидетельствуют об их светских предпочтениях и низкой личной религиозности. Среди татар, проживающих в Татарстане, немало номинальных мусульман, относящих себя к исламу исключительно по этническим соображениям. Также большинством проживающих в республике татар не осуждается нарушение предписаний ислама, в том числе не наблюдается желание выстроить институты власти в соответствии с нормами шариата. Сторонники исламизации и теократии в республике крайне немногочисленны. В то же время роль ислама значительна на повседневном уровне, как и желание распространить религиозные практики за границы частной жизни – в общественную сферу. Результаты настоящего исследования авторы также сравнивали с данными опроса, проведённого ими в 2018 г. в Чеченской Республике.
Ключевые слова: религиозность, ислам, Республика Татарстан, татары, массовый опрос, халяль, многожёнство, шариат, светскость
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.3.125-139
Об авторах
Ситников Алексей Владимирович – доктор философских наук, |
|
Романов Михаил Владимирович – кандидат социологических наук, |
|
Фасхудинов Ринат Рифатович – аспирант кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС; 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1; rinathazrat@mail.ru |