В статье проанализированы обычаи преодоления «замирщения» (самоизоляция от современного мира), актуализирующиеся в среде сибирских старообрядцев разных согласий (приемлющих и не приемлющих священство) во время распространения новой вирусной инфекции КОВИД-19. Данные интервью показывают, что новосибирские старообрядцы имеют твёрдое убеждение о греховности «мира» и том, что его обитатели являются первопричиной распространения опасной эпидемии, но наблюдается различие представлений между сторонниками разных согласий, так же, как и по вопросу приемлемости вакцинации. Социальные потрясения на протяжении всей истории человечества сопровождались множеством сопутствующих факторов, одним из которых было обращение к паттернам, входящим в этнокультурную память народов. В начале XXI в. оказались актуализированы представления и обычаи старообрядцев, которые помогали им выживать в периоды эпидемий (например, чумы 1771 г.). Как и в XVIII–XIX вв., это соблюдение традиции питания исключительно из «своей посуды», сведение к минимуму общения с мирскими (атеистами, иноверцами и пр.), приветствие друг друга на расстоянии поклоном и пр. Новые оригинальные материалы автора (интервью 2021 г.) об актуализации обычаев избегания контактов и традиционной самоизоляции старообрядцев Сибири свидетельствуют о существовании живой связи времён и межпоколенной передаче при условии разрыва даже между двумя-тремя поколениями в период существования Советского Союза. Это позволяет говорить об этнокультурной памяти, как той части знаний, культурных практик и представлений народов, которая не подвержена государственной индоктринации. «Полезные» знания и практики актуализируются в определённые периоды жизни, которые маркируются самими гражданами как «важные», либо «критические». Важно, что современными старообрядцами подчёркивается факт приемлемости образа жизни, исключающего собрания и развлечения, без каких-либо протестных или депрессивных настроений.
Ключевые слова: обычаи незамирщения, этнокультурная память, старообрядцы, Сибирь, вирусная эпидемия
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.3.118-124
Об авторе
Фурсова Елена Федоровна – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, зав. отделом этнографии, |