В статье впервые рассматриваются характеристики инициационных элементов в художественно-игровой культуре тунгусо-маньчжуров. В ритуальной лексике некоторых тунгусо-маньчжурских народов (нанайцев и удэгейцев) сохранились слова, связанные с посвятительным периодом возрастных изменений – первой юношеской охоты и рождением первого ребёнка женщиной. В конце ХIХ – начале ХХ в. у них имелись ритуалы одаривания юношей орудиями охоты и военного снаряжения, сопровождавшиеся праздниками, первые сохранились до конца ХХ в. При вступлении девушек в брачный возраст им полагалось ношение особого головного убора. У нанайцев – с изображением родового древа жизни, у эвенков – с изображением солнца как подателя душ детей. Мать девушке дарила в этот период иглу для вышивки и орнаментации одежды и утвари. Инициальные ритуалы сохранились отдельными элементами в играх и орнаментике одежды, утвари и кукол. У нанайских мальчиков это была игра в фигурки предков и божеств, выполнявших роль верховных посвятителей и личных духов-помощников, а также разные подвижные игры, связанные с военно-промысловыми практиками. Женская инициация ассоциировалась с культом плодородия и имела своё выражение в игре в Великую богиню прародительницу, дающую детей, и куклы, изображающие богов плодородия и семейных охранителей. Среди современных праздников тунгусо-маньчжуров сохранились праздники лучшей хозяйки и лучшего охотника; они являются архетипическим «воспоминанием» об инициальной возрастной обрядности. В сакральном посвящении через игру отражались традиции, связанные с образами предков, получением охотничьей удачи, обретения личного духа-покровителя, а также с идеей плодородия.
Ключевые слова: тунгусо-маньчжуры, инициальные ритуалы, инициальные игры, первая охота, первое материнство, идея плодородия
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.3.52-60
Об авторе
Сем Татьяна Юрьевна – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Российский этнографический музей; |