Статья посвящена общим духовным (ментальным) представлениям о современных тунгусо-маньчжурских «шаманизирующих». В статье анализируется этнографический материал, собранный авторами в период с 1994 по 2020 год среди эвенков, эвенов и нанайцев Якутии, Амурской области, Камчатки, Новороссийска и Хабаровского края, а также научная литература. После антирелигиозной политики Советской власти число традиционных шаманов у упомянутых народов значительно сократилось, а последние традиционные шаманы скончались в 2010-х годах, что привело к нарушению передачи шаманской функции. Тем не менее, согласно коллективному представлению, духи по-прежнему активны и продолжают избирать людей в шаманы. В нашей статье утверждается, что эти народы, во-первых, страдают от нехватки людей, способных перенять знания, необходимые, чтобы стать традиционным шаманом, а во-вторых, они по-прежнему отвергают городской / западный нео-шаманизм (в отличие от других сибирских народов, таких как буряты, тувинцы, якуты, алтайцы). Благодаря анализу корпуса тематических исследований, касающихся шаманизирующих людей, которые не являются ни традиционными шаманами, ни нео-шаманами, но, тем не менее, шаманствуют по-разному, мы раскрываем множество отношений с духами, а также как эти люди относятся к шаманскому избранию, и изучаем общее ядро духовного представления тунгусов-маньчжур. Эта статья направлена на изучение современного шаманизма, тунгусо-маньчжурских культур и взаимоотношений человека и природы.
Ключевые слова: менталитет, коллективные духовные представления, современные шаманствующие персоны, тунгусо-маньчжуры, собирание духов, способы передачи знаний
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.3.32-51
Об авторах
Лаврилье Александра – этнолог, профессор Университета Версаль-Сен-Кантен-ан-Ивелин, |
|
Сем Татьяна Юрьевна – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Российский этнографический музей; |