Поэтический этнографизм – одно из дискурсивных проявлений художественной этнографии, органичное для лирического типа сознания. Несмотря на большую степень метафоричности, окказиональности и художественного вымысла, поэтический этнографизм в творчестве отдельных авторов может стать ценным источником религиоведческих наблюдений. В данной статье представлены результаты исследования религиозного аспекта поэтического этнографизма, определяющего содержания «Писем из Индии» и «Писем из Таити» харбинской поэтессы Лариссы Андерсен (журнал «Оккультизм и йога»). Объектом лиризованных эпистолярий являются религиозные представления жителей Индии и Таити как прямое выражение религиозности самой Л. Андерсен: православная по вероисповеданию, она интересовалась эзотерическими учениями, серьёзно занималась йогой, при этом тяготела к пантеизму. Это определило склонность к синкретизации религиозных явлений и, с одной стороны, объясняет интерес Л. Андерсен к развитой духовной культуре Индии, а с другой – её органичное восприятие примитивных архаических верований таитян. Автор статьи приходит к выводу, что этнографические наблюдения Лариссы Андерсен за жителями Индии и Таити (в частности – за религиозной стороной их жизни) и её этно-религиозные эскизы имеют ценность в контексте развившегося в первой половине ХХ века в Маньчжурии этнографического направления исследований, а также – в контексте изучения религиозного синкретизма жителей русского Харбина (и шире – русского Китая).
Ключевые слова: Ларисса Андерсен, «Письма из Индии», «Письма из Таити», художественная этнография, поэтический этнографизм, пантеизм, религиозный синкретизм
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.1.124-135
Об авторе
Цмыкал Ольга Евгеньевна – ассистент кафедры литературы и мировой художественной культуры Амурский государственный университет; |