Настоящая работа ставит своей целью объяснить феномен дара говора, описываемого Игнатием Лойолой в «Духовном дневнике» в период с 11 по 24 мая 1544 года, проясняя как причины его появления, так и механизмы его работы и их типологию, заостряя внимание на ранее не рассматривавшейся проблеме разделения автором «Духовного дневника» говора на внутренний и внешний. С этой целью исследование обращается к механизмам внутренней речи и связанному с ним феномену слуховых вербальных галлюцинаций как сбоя в самоопределении сознания при работе внутренней речи, который в современной психиатрии может рассматриваться в качестве нормы в определённых культурных контекстах. Сквозь призму этого знания работа анализирует видения Игнатия в часовне Ла Сторта, произошедшие ещё до описания событий в «Духовной Дневнике», отмечая в этих видениях совмещение как визуальных, так и аудиальных актов восприятия в контексте внутренней речи как диалога сознания с самим собой. Сочетание визуальных и аудиальных компонентов при видении в Ла Сторте вкупе с указанием Игнатия в «Духовном дневнике» на наличие или отсутствие «посещений» слёз позволяют сделать качественные выводы о непрояснённой самим автором текста разнице между внешним и внутренним говором как о разных формах восприятия и понимания поступающей информации, воспринимаемой в качестве божественного дара на пути от понимания природы идеи единства бога в трёх лицах к её глубокому эмоциональному и интеллектуальному переживанию.
Ключевые слова: Игнатий Лойола, Духовный дневник, внутренняя речь, диалог, слуховые вербальные галлюцинации, внутренний и внешний говор
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.1.107-114
Об авторах
Мусхелишвили Николай Львович – доктор психологических наук, профессор Учебно-научного центра изучения религии |
|
Антоненко Андрей Кириллович – магистр религиоведения, аспирант Учебно-научного центра изучения религии Российского Государственного Гуманитарного Университета; |