Монах Гэнсин (942–1017) вошёл в историю японского буддизма не только как наставник школы Тэндай, впервые обосновавший учение о будде Амиде и Чистой земле, как составитель толкований к сутрам, автор трактатов, проповедей и множества других сочинений, но ещё и как герой поучительных рассказов сэцува. Истории о нём появляются в сборнике преданий о чудесах «Лотосовой сутры» в середине XI в., далее – в книге рассказов о возрождении в Чистой земле и в обширном «Собрании стародавних повестей» начала XII в. Затем почти во всех крупных сборниках сэцува встречаются рассказы о Гэнсине, причём ранние обстоятельные повествования сменяются краткими описаниями отдельных эпизодов из его жизни. В рассказах речь идёт о том, как Гэнсин из служилого монаха стал отшельником, о его отношениях с матерью, о трудах буддийского книжника и его встречах с другими монахами и с мирянами, о чудесах в час его кончины. Особенность этих рассказов в том, что Гэнсин не всегда появляется в них как главный герой: нередко ему принадлежит более скромная роль странника, гостя других монахов, жрецов и мирян: в ответ на его вопросы они раскрывают свое понимание буддийского пути.
Ключевые слова: японский буддизм, амидаизм, Гэнсин, японская литература, рассказы сэцува
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.1.64-81
Об авторах
Трубникова Надежда Николаевна – доктор философских наук, заместитель главного редактора; журнал «Вопросы философии»; |
|
Горенко Игорь Владимирович – кандидат философских наук, научный сотрудник; Лаборатория востоковедения, |