В статье рассматриваются особенности формирования христианской идентичности в I–IV вв. н.э. Основными источниками являются раннехристианские антииудейские трактаты, в которых авторы обозначали терминами ἔθνος γένος, natio, populus не только окружавшие их народы, но и самих себя. Понятие «этнос» было необходимо христианским авторам для решения как внутренних, так и внешних проблем своих общин. Прежде всего, универсальное христианское учение не подходило ни под какие критерии того времени. Именование христиан «новым народом» позволяло им определить своё место в социокультурной системе греко-римского мира и поставить себя в ряд с иудеями, греками, варварами. Кроме того, отсутствие чёткого определения понятия «этнос» давало возможность христианским авторам говорить об открытости границ их «народа» и за счёт этого привлекать новых последователей. Сравнивая себя с иудейским народом, отрицая все их «земные» традиции, авторы показывали, что есть истинно христианское, и таким образом формировали основы ортодоксии, устраняли еретические учения, а также определяли, что идентичность их «народа» строится на вере.
Ключевые слова: раннее христианство, христианская идентичность, этничность, национальная религия, раннехристианский антииудаизм, иудаизм Второго храма
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.1.15-23
Об авторе
Лунева Анна Александровна – аспирант кафедры философии религии и религиоведения;Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет; |