Понятие «синкретизм» пришло в российское религиоведение с запада уже в более-менее определённом значении. В словаре «Религиоведение» оно определяется как «состояние религиозного явления, характеризующееся невыделенностью качественно различных элементов или их смешением во внутренне противоречивую систему». Однако в англоязычных исследованиях вопрос об интерпретации понятия и сегодня вызывает серьёзные дискуссии, и это не случайно: проблематизация значения, казалось бы, обыденного понятия на протяжении долгого периода времени в работах европейских исследователей осуществлялась через призму отношения того или иного исследователя к феномену религиозного синкретизма как таковому. Данное обстоятельство привело к тому, что до сих пор в европейском религиоведении не существует однозначно закреплённого определения понятия «синкретизм». Религиоведы XX века разделились на два спонтанных лагеря: одни предлагали заменить его более нейтральными по их мнению, синонимами, вроде «синтеза», «инкультурации», «мультикультурации», даже несколько неуклюжим для русского уха «бриколажем», другие – напротив, считали необходимым «смыть» с него все негативные коннотации и вернуть в активный научный словарь. В российских исследованиях «синкретизм» заменяют (а иногда и совмещают с ним) такими близкими по значению терминами как «народная религия» и «двоеверие». О последних будет подробнее сказано ниже, но прежде всего мы обратимся к истории понятия «синкретизм» в западноевропейской и американской науке.
Ключевые слова: религиозный синкретизм, бриколаж, инкультурация, западноевропейские исследования, двоеверие
DOI: 10.22250/2072-8662.2020.2.42-52
Об авторе
Сидакова Марина Олеговна – аспирант кафедры философии и религиоведения МГУ им. Ломоносова; Россия, Москва, 119192, Ломоносовский просп., 27, к. 4; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |