В статье сопоставлены три текста в жанре «японских славословий», васан – стихотворные величания бодхисаттвы Каннон (Авалокитешвары), Внимающего Звукам Мира. По ним можно видеть, какие положения канонических текстов, посвящённых этому бодхисаттве, считаются главными в различных традициях японского буддизма. Одно из «славословий» строится на описании милосердной заботы Каннон обо всех живых существах из XXV главы «Лотосовой сутры», дополненном учением об обетах, лежащих в основе чудесного могущества бодхисаттвы. Другое стихотворение опирается на «Сутру о Каннон в десять строк для продления жизни», и в нём Каннон выступает как наставник, открывает людям учение о том, что «все мысли происходят из сердца». Третье величание, записанное в виде ребуса, представляет традицию почитания Каннон в амидаизме – как проводника в Чистую землю, воплотившегося в Японии в облике царевича Сётоку. Общая черта трёх васан – установка на тождество бодхисаттвы с человеком, произносящим славословие. Осуществляется эта установка средствами не столько повествовательными или дидактическими, сколько собственно поэтическими: свойство «внимать звукам» изменчивого мира, милосердно откликаться на них, оказывается присущим не только бодхисаттве, но и его почитателю, выражающему свои чувства в стихах.
Ключевые слова: буддизм в Японии, бодхисаттва Каннон, гимны васан
DOI: 10.22250/2072-8662.2020.2.29-41
Об авторе
Трубникова Надежда Николаевна – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, 119606, просп. Вернадского, д. 82, стр. 9; заместитель главного редактора журнала «Вопросы философии», |