В статье поднимаются проблемы функционирования религиозных судов в современном светском государстве, автономии религиозных объединений и ограничения полномочий религиозных судов в условиях секулярности. Даётся определение понятия «религиозный суд» как органа по урегулированию конфликтов на основе религиозных норм, действующего в рамках религиозной организации или группы. Описываются основные разновидности и направления деятельности религиозных судов, выделяются религиозные (церковные) суды, религиозные арбитражи и учреждения медиации. Несмотря на то, что полномочия религиозных судов значительно сокращены, они остаются востребованными частью религиозных организаций и верующими, приобретая новые функции в виде консультирования, примирения, медиации. Анализируется позиция сторонников и противников религиозных судов в светском демократическом государстве. Если крайние представители первой группы требуют признания решений религиозных судов светскими властями, даже если они ущемляют индивидуальные права и свободы верующих, то вторые выступают за полный запрет религиозных судов. Ставится вопрос о соотношении индивидуальной и коллективной составляющей права на свободу вероисповедания, особенно в случаях, когда религиозная община посредством религиозных судов способна оказывать влияние на религиозные и иные свободы рядовых верующих. Теория правового плюрализма, используемая сторонниками расширения полномочий религиозных судов, критикуется как несоответствующая реалиям социального устройства и способная привести к дезинтеграции общества. Неверной представляется и идея о полном запрете деятельности религиозных судов в светском государстве под предлогом защиты прав человека. В результате делается вывод о необходимости нахождения сторонами компромиссного решения, равноудалённого от радикальных «либеральных» или запретительных мер. Религиозные суды должны действовать исключительно в рамках законодательства, обеспечивая нормальное функционирование религиозных объединений и способствуя переосмыслению содержания религиозных норм в современном мире, одновременно предотвращая нарушения прав верующих и радикализацию религиозных групп.
Ключевые слова: религия, право, светское государство, секулярность, свобода религии, религиозный суд, религиозный арбитраж, религиозная медиация
DOI: 10.22250/2072-8662.2020.1.114-122
Об авторе
Мухаметзарипов Ильшат Амирович – кандидат исторических наук, заместитель директора по науке Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан; 420111, Россия, г. Казань, ул. Лево-Булачная, 36а; muhametzaripov@mail.ru |