В статье представлен критический анализ философско-правовых концепций Бориса Петровича Вышеславцева (1877–1954) по его работам «Сердце в христианской и индийской мистике», «Этика преображённого эроса», «Философская нищета марксизма», «Кризис индустриальной культуры», «Вечное в русской философии». Этот русский юрист-философ разделял постулат об укоренённости права в религии, которая чрезвычайно разнообразна как генетически, так и актуально. Для него каждая религия содержит в себе идею правды и справедливости, которая обладает высшей силой и становится внешним и внутренним регулятором человеческих действий. Как внешний регулятор право предстаёт в запретах, а как внутренний – в противоборстве с ними. Конфликт власти и свободы составляет постоянную тему личной жизни и жизни народов. Политико-правовые устройства возникают и функционируют как конкретно-исторические механизмы решения этого конфликта. Образующее европейскую цивилизацию христианство наиболее совершенно выражается в демократическом правовом государстве, антиподом которого являются фашистские и коммунистические идеократические государства. Основанием этих государств становятся псевдорелигиозные и антихристианские учения нацизма и марксизма. В действительности, вопреки Вышеславцеву, как нацистские, так и демократические политико-правовые устройства возникают в одних и тех же христианских культурно-исторических условиях и являют собой государства партийного и правового типов. В государстве партийного типа обожествляется политико-правовая идеология радикальной ориентации, а в государстве правового типа господствуют аналогичные идеологии центристски-умеренной ориентации. Маятникообразное чередование таких типов в одних и тех же национальных политических системах неизбежно потому, что подлинно христианские представления о правде и справедливости не связывают их с земной действительностью.
Ключевые слова: Б.П. Вышеславцев, религиозные корни права, правовое государство, партийное государство, власть, право
DOI: 10.22250/2072-8662.2020.1.101-113
Об авторе
Герасименко Анатолий Петрович – доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории государства и права
|