Образ дракона формируется в истоках духовной культуры Китая, затрагивает все сферы жизни китайского человека. В религиозной сфере он воспринимается как тотем-Первопредок, прародитель всего сущего и неизменно связывается с культом плодородия. В народе драконов называли «повелителями дождя»: верили, что от дракона зависит хорошая погода и богатый урожай. В правление династий Суй (581–618 гг.) и Тан (618–907 гг.) широко распространился персонифицированный культ царя драконов – Лун-вана (龙王). Цель данной статьи – проследить генезис и формирование образа Лун-вана в китайских религиозных верованиях. Исследовательские результаты показывают, что происхождение образа Лун-вана тесно связано с приходом и распространением буддизма на территории Древнего Китая. Вместе с тем, на дальнейшую модификацию этого образа заметное влияние оказал и даосизм. Кроме того, мировоззренческой устойчивости образа Лун-вана способствовало и то, что император и политическая элита Китая поддерживали выгодные правящему дому религиозные культы. В итоге совокупность перечисленных факторов привела к широкому распространению в народе культа Лун-вана и возведению молелен Царю-дракону. Значение изучения образа дракона стимулируется тем, что он до настоящего времени не исчезает ни из исторической памяти, ни из народных верований и служит одним из архетипов культурной и цивилизационной самоидентификации китайцев.
Ключевые слова: китайский дракон, архетип дракона, Лун-ван, буддизм, даосизм, народные верования
DOI: 10.22250/2072-8662.2020.1.67-72
Об авторе
Гарридо Валерия Владимировна – аспирант-соискатель, Институт Дальнего Востока Российской академии наук (ИДВ РАН); |