Религиозные движения как альтернатива официальным религиям требуют разностороннего и подробного изучения. В настоящее время исследователи уделяют большое внимание данному феномену, в результате чего он остаётся одним из приоритетных направлений в религиоведении. На основе анализа этнографических материалов ИРГО описываются особенности религиозных воззрений русского сектантства на территории Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики Российской империи. Используя понятие «русское сектантство», исследователь исходит из общего понимания сектантства в Российской империи до принятия указа 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости». Таким образом, в данных хронологических рамках под русским сектантством понимается не только альтернативные официальной церкви формы рационалистического и мистического православия, но и старообрядческие согласия и толки, обозначенные в исторических и церковных источниках до принятия указа как «поморская секта», «австрийская секта», «стариковская секта», «польская секта» и т.д. Также, выделяя в «русском сектантстве» слово «русское» автор отделяет его от других религиозных формаций, бравших начало не в России, например от меннонитства или адвентизма. Хронологические рамки исследования охватывают этнографические и исторические работы исследователей со второй половины XIX в. по XX в. Нижняя граница обусловлена возникновением ИРГО и первыми экспедициями в Сибирь. Верхняя граница характеризуется последними сообщениями о русском сектантстве на территории Сибири. С точки зрения исторической проблематики исследование охватывает имперский период с XVIII в. по 1905 г., в рамках которого возникает, формируется и развивается русское сектантство в Сибири. Территориальные рамки исследования охватывают государственные границы Российской империи на протяжении второй половины XVIII–XX вв. в рамках которых издавались этнографические и исторические работы ИРГО и региональных отделений.
Ключевые слова: старообрядчество, сектантство, алтайские каменщики, поляки, молокане, скопцы, история Сибири, государственно-конфессиональная политика
DOI: 10.22250/2072-8662.2020.1.36-42
Об авторе
Матыцин Кирилл Сергеевич – аспирант, лаборант-исследователь лаборатории этнокультурных и религиоведческих исследований Алтайского государственного университета; 656055, Россия, г. Барнаул, ул. Демитрова, 66; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |