SCImago Journal & Country Rank

Данная статья посвящена расколу в мариавитском движении в 1920–1930-х гг. Мариавиты – это польская религиозная группа, которая была осуждена Святым Престолом в 1906 году. После смерти основательницы мариавитизма Марии Козловской в мариавитском движении усилились мессианские настроения. Провозглашалась особая роль поляков в мире. Михаил Ковальский получил исключительно высокий статус в Мариавитской церкви. Он был влиятельным и до этого, а после смерти Козловской его власть стала безальтернативной. Ковальский принял титул архиепископа. Он ссылался на творения знаменитых польских поэтов и в определённой степени испытывал влияние идей «Серебряного века». Реформы архиепископа заключались в провозглашении исключительной роли поляков, которые должны были стать образцовыми христианами, появлении «мистических браков», женского священства и некоторых других нововведениях. Большинство из них оказались слишком радикальными (за исключением мессианизма, оказавшегося приемлемым для умеренных мариавитов). Реформы проводились в авторитарной манере. Кроме того, Ковальский был обвинён в аморальном поведении. В 1935 г. большинство мариавитов выбрало новым лидером Филипа Фельдмана. Мариавитская церковь утратила единство. В статье анализируются ключевые аспекты реформ. Кроме того, демонстрируется разнообразие польского католицизма.

Ключевые слова: католицизм, мариавиты, старокатолики, мистицизм, эсхатология, мессианизм, Польша

DOI: 10.22250/2072-8662.2019.4.13-18

Скачать статью (PDF)

 Об авторе

 

Авдеева Наталья Васильевна –  студентка магистерской программы департамента истории Высшей школы экономики;

190068, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 123; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.